"Ценность" идеологии заключается в том, насколько эффективно и масштабно с ее помощью может быть обработан электорат – таков ход осознанных рассуждений профессионала (политолога, PR-щика, политика, пр.) и подсознательное восприятие рядового "интересующегося". "Воистину уверовавший" в очередную PR-сказку (или очередной "...изм") простак "по определению", непреодолимо дистанцируется от своих "вождей в образе" - он для последних "объект", а не "единомышленник". PR-"вожди" воочию и подсознательно относятся к "объектам", как к людям "второго сорта", ибо помыкают ими. Соответственно - психологически возвышаясь. Что, вероятно, весьма приятно. Один из циничных аспектов столь утонченной формы нео-сегрегации – "объект" никогда не выйдет на уровень "вождя"-манипулятора, находясь в рамках вскормленных ему "канонов". В то же время, абсолютно нормальным и логичным представлением самого "объекта" о методе своего возвышения (прогрессирования) есть стремление к более "правильному" и "скурпулезному" следованию "канонам". Подобные старания в глазах "вождя" превращаются в еще более снисходительное и высокомерное отношение, хотя внешне, "на публику" старательного простака ставят в пример, "гладят по головке" и поощряют "косточкой" или "сахарком". И это есть жизненный максимум для "объекта", попавшего под зависимость "мифа" и сохраняющего "верность". "Вождями" могут стать лишь те, кто в требуемый момент с легкостью расстанется с "канонами" (легко их предаст). Он получит "стоящую награду" – возвысится над прочими простаками, станет политиком (PR-щиком, политологом, "вождем", пр.). Это и есть социальная механика "прагматичного разума", формирующая качество и задающая тон в настоящей "прогрессивно"-интеллектуальной западной культуре. Такая механика благоприятствует возвышению людей соответствующего склада ума и характера, фильтруя и задерживая (изолируя) на определенных уровнях тех, кто "более пригоден" (в рамках смыслов данной системы) на роль "объекта". Как правило последние - люди с развитой системой ценностей и традиционных взглядов. Но они оказываются в одной компании (практически на одном социально-качественном уровне) с людьми недалекими, интеллектуально-неразвитыми, необразованными. Чем воочию лицезреют приоритеты и предпочтения "жизненных реалий", явленные становлением образов "хозяев жизни". (с)

Имхо, модель абсолютно универсальна. Работает не только в сфере политики и идеологии, но и в любых других сферах. Взять те же блоги.